более 100 офисов в 9 странах
Россия, Казахстан, Узбекистан, Беларусь, ОАЭ, Турция, Испания, Канада, Колумбия
Выбор региона
Ваш город: Актау
+7 (7172) 73-49-90

Почему прогорает малый бизнес

ftjhdr.jpg

Эксперты рассказали, какие главные факторы влияют на успешность малого бизнеса в России. Почему одни заведения процветают десятилетиями, а другие закрываются за пару месяцев, так и не набрав собственную аудиторию?

По данным аналитиков, в 2022 году закрылось на 14% больше компаний, чем появилось новых. В эту статистику входят компании любых размеров и отраслей, причем количество компаний стабильно сокращается еще с 2016 года.

Любой житель спального района замечает, как с годами меняется ландшафт локальных заведений. Магазины и салоны могут закрываться буквально через пару месяцев после открытия.

При этом всегда есть «старожилы», которые ощущаются островками стабильности в нашем переменчивом мире. Кажется, что они были всегда и не пропадут никогда. Как же у них удается стать постоянной частью локального ландшафта?

На устойчивость бизнеса влияет множество различных факторов.

Причины успеха

Расположение

Местоположение объекта, несомненно, является важным критерием, влияющим на успех локального бизнеса. Однако, значимость этого фактора сильно зависит от направленности заведения.

«Кафе, конечно, лучше открывать в местах, где большая проходимость. Не обязательно это делать около метро — отлично работают кофейни около школ, детских центров, где родители часто проводят время в ожидании. Продажа кофе с пирожками около детской площадки — вообще отличная идея.

Интересно, что раньше удачность локации в основном зависела от расстояния до метро (в городах, в которых оно развито). Сейчас эксперты отмечают, что удаленность от метро стала гораздо менее важна. Это связано с тем, что люди стали меньше покидать свои районы.

Для пунктов выдачи заказов расположение вообще не важно — их открывают, ориентируясь в основном на стоимость аренды.

Если в районе есть сетевые супермаркеты, они неизбежно притягивают посетителей. Поэтому соседство с ними очень выгодно для парикмахерских или пунктов предоставления бытовых услуг. Локальным продуктовым такое соседство, наоборот, сильно усложнит жизнь.

Ценообразование

Важно учитывать демографическую и экономическую специфику района. Если там живут, работают и учатся не самые обеспеченные люди, то услуги премиум класса и люксовые товары не будут пользоваться популярностью.

В районах с дорогим жильем люди ценят разнообразие и готовы тратить за это больше. Им нужен не только зоомагазин, но и груминг-салон. Наличие уютной кофейни в таком районе не отнимет клиентов у авторского ресторана.

Чем богаче люди, тем больше они следят за внешним видом, вкладывают в образование и развитие детей, инвестируют в здоровье. Значит, им требуется больше салонов, развивающих секций и клиник рядом с домом.

Уровень сервиса

Эксперты считают, что уровень сервиса является одним из решающих факторов. Заведение может быть чуть дороже конкурентов, но все равно занимать свою нишу благодаря приятному персоналу и продуманной атмосфере.

Я лично знаю одно кафе, сотрудники которого создают приятный микроклимат, атмосферу дружбы и сообщества. В нем всегда рады посетителям, их знают по именам. За счет этого люди приходят туда снова и снова. Заведение работает уже более 20 лет, не меняя локацию, в то время как за эти годы в соседних помещениях арендаторы успели смениться по нескольку раз.

Причины провала

Недостаточная личная вовлеченность

Самая частая ошибка — это открытие бизнеса в районе, куда собственник физически редко добирается. В таком случае с большей долей вероятности его концепция проиграет той, которой владеет местный житель.

Напротив, если условная пекарня открыта в доме, где непосредственно проживает собственник, она практически обречена на успех.

У каждого района есть своя специфика, и для того, чтобы ее чувствовать, необходимо либо жить там, либо потратить большие усилия на аналитику рынка и общение с местными жителями.

Значение могут иметь даже самые неочевидные детали. Например, по одной стороне улицы все отлично работает, а на другой арендаторы сменяются один за другим. А все потому, что эта сторона находится в тени, а на противоположной большую часть дня светит солнце.

Непопадание в аудиторию

Часто объекты быстро закрываются из-за того, что они открываются в местах, где недостаточно потенциальных клиентов.

В новых районах с этим проще — коммерческую инфраструктуру конструирует девелопер, который изучает целевую аудиторию, их покупательскую способность и логистику. Проводят социологические исследования, выявляют потребности и предпочтения жителей.

В старых районах ситуация сложнее. У крупных игроков есть ресурсы, позволяющие досконально изучить вопрос потенциальной аудитории.

Малым предприятиям приходится полагаться на свой опыт и бизнес чутье, что может приводить к ошибкам. Люди часто открывают объекты малого бизнеса с товарами или услугами, которые не соответствуют уровню запросов потребителя.

Например, веганское кафе в спальном районе — идея, конечно, неплохая, но столько платежеспособных веганов вряд ли получится найти на окраине города.

Недооценка конкуренции

Часто начинающие предприниматели не смотрят на бизнес-климат района и открывают множество одинаковых магазинов, аптек, салонов красоты. В итоге конкуренция возрастает и разные заведения начинают соревноваться при помощи понижения цен.

По словам экспертов, собственники качественных коммерческих помещений сегодня стараются не сдавать их людям, которые собираются открыть свою первую точку рядом с конкурентами.

При этом оптимальную удаленность объекта бизнеса от конкурентов эксперты не раскрывают. Свои правила есть у франшиз — например, между пунктами выдачи Wildberries раньше должно было быть как минимум 500 метров.

Рецепт успеха

Понятно, что какой-то универсальной инструкции нет и быть не может — никто не застрахован от случайностей, да и специфику разных районов и городов недооценивать не нужно.

Однако, можно собрать чеклист из советов, данных различными экспертами. Он не принесет гарантированного результата, но как минимум снизит риски.

Расположение:

  • на первой линии домов; 
  • рядом с парковочными местами; 
  • в локации с хорошим пешеходным трафиком; 
  • рядом с магазином крупной продуктовой сети; 
  • в идеале — рядом с остановкой общественного транспорта.

Оснащение:

  • отдельный вход; 
  • заметная вывеска;
  • высокие потолки; 
  • открытая планировка помещения, с минимумом перегородок.

Аудитория:

  • попадание в местную аудиторию (как по цене, так и по предпочтениям); 
  • отсутствие конкурентов поблизости.
Мы эксперты в автоматизации розницы. Оборудование, программное обеспечение и услуги по настройке для любого формата розничной торговли. Оставьте заявку, мы поможем!
Вам может быть интересно
Оставить комментарий
CAPTCHA
Введите символы с картинки *
Подпишитесь на еженедельную рассылку полезных новостей