более 100 офисов в 9 странах
Россия, Казахстан, Узбекистан, Беларусь, ОАЭ, Турция, Испания, Канада, Колумбия
Выбор региона
Ваш город: Актау
+7 (7172) 73-49-90

Код маркировки DataMatrix

45435.png

Подавляющее большинство товаров будет маркироваться с помощью кода Data Matrix. В этой статье разберёмся что это такое, где можно получить коды Data Matrix, как считывать и тд.

Что собой представляет код DataMatrix?

Data Matrix – уникальное изображение, предназначенное для обязательной маркировки товаров. Именно этот код будет использоваться, как основное средство их идентификации. Он был выбран по результатам тестирования разных вариантов маркировки для определенных категорий продукции. В проекте принимали участие производители, оптовики, крупные импортеры и другие представители крупного бизнеса. Рассматривалась также возможность использования RFID-меток, QR-кодов, штрих-кодов. Но тестирование показало, что Data Matrix – лучшее средство маркировки, имеющее ряд неоспоримых достоинств.

Преимущества кода Data Matrix

Высокий уровень защиты

Чтобы закодировать данное идентификационное средство, были использованы современные криптографические технологии шифрования. Несанкционированное воспроизведение такого изображения практически невозможно. В коде присутствует вся необходимая информация о товаре и специальный криптохвост для его идентификации. Защита Data Matrix реализована на самом высоком уровне, что полностью исключает возможность подделки маркированных изделий.

Возможность считывать поврежденный код

Неправильная транспортировка, неаккуратная погрузка и разгрузка, небрежное обращение могут стать причиной повреждения средства идентификации. Если товар промаркирован с помощью QR или обычного штрих-кода, отсканировать изображение не получится. Но Data Matrix подлежит считыванию, даже если его поверхность повреждена на 30%. Данная возможность обеспечивается наличием криптохвоста, входящего в состав кода.

Возможность зашифровать большое количество данных

Привычные средства идентификации содержат лишь основную информацию. Обычно туда включают название и стоимость товара. Объем данных, которые могут быть зашифрованы в Data Matrix, превышает 2 Кбайт. При считывании появится:

  • страна изготовления;
  • информация о производителе;
  • использованные материалы;
  • цвет изделия, его тип, фасон и размер, другие потребительские свойства;
  • дата изготовления, гарантированный срок эксплуатации, срок годности;
  • другие данные.

Низкая себестоимость кода

Чтобы сгенерировать один код Data Matrix, надо затратить 50 копеек (плюс НДС). Такая цена сопоставима с расходами на привычные QR и штрих-коды. Предусмотрена и безвозмездная выдача кодов, например, для маркировки обувных остатков.

Вследствие невысокой себестоимости средства идентификации переход на обязательную маркировку не повлияет на цену товаров. Это – одно из важнейших условий программы.

Описание жизненного цикла Data Matrix

Первый этап: создание кода

Коды для маркировки товаров создаются через специальную систему мониторинга «Честный Знак». Реализацией данного проекта занимается ЦРПТ – центр развития и внедрения перспективных технологий. Именно там производится генерация кодов Data Matrix для тех товарных категорий, которые подлежат обязательной маркировке.

Чтобы заказать средство идентификации, производителю или импортеру надо отправить запрос в ГИС МТ «Честный Знак». После этого предприниматель получит специальное устройство – регистратор эмиссии, позволяющий создавать коды. Данное средство предоставляется бесплатно. 


Нет времени разбираться с маркировкой? Закажите услугу регистрации в системе «Честный Знак»

Регистраторы эмиссии обеспечивают передачу запросов на генерацию кодов и информации об изготовлении маркированных товаров. Все эти данные поступают в специальную государственную мониторинговую систему. После этого контролирующие органы и другие участники рынка могут получить сведения о продукции. Для отслеживания всех перемещений и продажи товара существует специальная программа.

На этом этапе производится генерация цифрового изображения в формате PDF. Чтобы товар считался промаркированным, код должен быть нанесен на изделие.

Второй этап: нанесение кода

Существует несколько вариантов нанесения кода на товар. Выбор зависит от его особенностей (упаковки, размеров, материала и других характеристик). Вот основные способы:

  • Код наносится непосредственно на товар. Это делается, если изделие продается без упаковки (например, автомобильные шины). Для маркировки можно использовать разные технологии: лазерную гравировку, несмываемую краску, наклеивание этикетки.
  • Маркируется упаковка. Делается это типографским способом или с помощью наклейки.
  • Используется товарный ярлык. Этот вариант применяется, когда другие способы маркировки по каким-то причинам не подходят. Бирка прикрепляется к изделию так, чтобы ее нельзя было повредить или потерять. Изготавливают средство маркировки методом печати. Иногда изображение наносится на самоклеящуюся бумагу, которая прикрепляется к пластмассовой или картонной основе ярлыка.

Третий этап: передача сведений в систему мониторинга

Когда товар становится участником логистического процесса (например, передается транспортной компании для перевозки), наступает следующий этап жизненного цикла Data Matrix. Государственная мониторинговая система получает информацию о коде и фиксирует любые его перемещения. ГИС МТ отслеживает каждую погрузку, отправку, перевозку, прибытие, выгрузку и т.д. Специальная программа отображает все этапы, независимо от длины логистической цепочки.

Четвертый этап: передача информации о получении товара оптовиком

Когда партия маркированных товаров попадает к оптовику или дистрибьютору, программа мониторинга фиксирует эту информацию. Данные вносятся в электронные накладные, получить к ним доступ могут все участники процесса.

Пятый этап: передача информации о получении товара розничным магазином

Точка розничной продажи – последнее звено в торговой цепи. Когда товар попадает туда, происходит то же, что и на предыдущих этапах. Данные вносятся в электронные накладные и передаются в систему мониторинга. То, что продукция находится на складе магазина и готова к продаже, становится известно всем участникам оборота.

Шестой этап: продажа товара покупателю

Когда кто-то приобретает промаркированный продукт, жизненный цикл средства идентификации Data Matrix завершается. После реализации товара информация об этом тут же поступает в ГИС МТ. Код сразу удаляется из базы (гасится).

Оборудование для считывания Data Matrix кодов

Предпринимателям, которые собираются работать с кодами Data Matrix, нужен специальный 2D-сканер. Он обеспечивает считывание линейных (штриховых) и двухмерных (QR, Data Matrix) кодов.

Чтобы выбрать подходящую модель сканера, надо учитывать объем продаж. Если в день через торговую точку проходит около десяти сделок, можно приобрести дешевый ручной считыватель. Если устройство должно ежедневно обеспечивать считывание нескольких тысяч кодов, придется покупать более дорогой сканер с соответствующей производительностью.


Оставьте заявку, и наши специалисты подберут необходимый Вам сканер штрих-кода

Важно, что магазинам, которые уже работают с маркированными товарами, не понадобится другое оборудование. Любой сканер, способный считывать двухмерные коды, может сканировать и Data Matrix.

Код Data Matrix при возврате товара

Когда товар продается, происходит погашение маркировочного кода в базе. Если покупку возвращают, ее нельзя сразу выставлять на продажу. Необходимо создать новый код Data Matrix и внести его в базу.

Для этого предпринимателю достаточно зайти в личный кабинет на сайте ЦРПТ и отправить запрос на получение идентификационного средства. Система сгенерирует новый код и пришлет его в виде файла PDF. Полученное изображение надо будет нанести на товар одним из вышеперечисленных способов. Промаркированное изделие можно снова продавать.

Процесс обмена кодами

Участники процесса могут обмениваться документами, в которых присутствует информация о кодах маркировки. Для этого будет использоваться система электронного документооборота. Для передачи таких данных есть специальные защищенные каналы, предоставляемые операторами ЭДО. Всем участникам рынка маркированной продукции необходимо подключиться к этим системам.

Чтобы это сделать, надо заключить договор с подходящим оператором. Следует проверить наличие у него государственной аккредитации и специального разрешения на работу в системе ЭДО.

Система общественного контроля

В программе обязательной маркировки реализован общественный контроль. Чтобы стать участником этой системы, надо установить на смартфон специальное бесплатное ПО «Честный Знак». Приложение считывает коды и проверяет их через базу. Если Data Matrix поддельный, пользователь сразу об этом узнает.

Реализация промаркированных товаров

Схема продажи изделия, помеченного средством идентификации, немного отличается от стандартной. Сканирование на кассе придется выполнять два раза. Прибор сначала считает штрих-код, потом – код маркировки. Но в Data Matrix зашифрована вся информация о товаре, нужная для его продажи. Поэтому штрих-код можно и не сканировать.

Получение товара с кодом у поставщика

К товарам, подлежащим обязательной маркировке, должны прилагаться электронные накладные. Принимая продукцию, следует удостовериться, что реальные коды соответствуют тем, которые указаны в сопроводительной документации.

При проверке код сканируется и сравнивается с информацией, предоставленной поставщиком. Иногда достаточно проверить маркировку единой упаковки, содержащей данные обо всей партии. Если товар штучный, придется выполнить сверку для каждой единицы.

Продукцию следует принимать на склад лишь в том случае, если все коды Data Matrix соответствуют указанным в документах. Если нет, необходимо запросить у поставщика новые накладные, содержащие корректные данные.

Изготовление кода в розничном магазине

Магазины должны маркировать остатки. Также новый код требуется при возврате товара. Чтобы его изготовить, следует получить изображение, распечатать его и нанести на изделие.

Конечно, речь не идет о лазерной гравировке. Можно использовать принтер, на котором обычно печатаются ценники и этикетки. После этого код Data Matrix следует нанести на сам товар или на упаковку.

Чтобы упростить и автоматизировать данную процедуру, можно приобрести специальный аппликатор. Это небольшое устройство, куда вставляется самоклеящаяся лента с кодами. Чтобы промаркировать товар, надо лишь провести по нему аппликатором.

Розничному магазину достаточно небольшого ручного аппликатора. На крупных промышленных производствах используются автоматические устройства. Они имеют высокую производительность и способны каждую смену маркировать тысячи товаров.

Кому придется наносить коды Data Matrix?

Розничным магазинам не придется заниматься нанесением кодов. Ситуации, описанные выше, являются исключениями. Маркировать продукцию должны производители, поставщики и импортеры. Крупным участникам торговых отношений действительно необходимо освоить и попытаться автоматизировать процесс создания и нанесения кодов Data Matrix, а также приобрести регистраторы эмиссии.


Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов

ЦРПТ рекомендует следующие аппараты:

Вам может быть интересно
Оставить комментарий
CAPTCHA
Введите символы с картинки *
Подпишитесь на еженедельную рассылку полезных новостей